16 августа 2019 года  Крымское управление Ростехнадзора провело публичное мероприятие на тему: «Анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в Межрегиональном управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Крым и г. Севастополю».

Вопрос-ответ

Обобщенные ответы Управления на вопросы

Вопрос: В каких случаях на подъемных механизмах проводится экспертиза промышленной безопасности? 

Ответ: Случаи проведения экспертизы промышленной безопасности перечислены в Федеральном законе от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». 

Согласно ст.13 Закона экспертизе промышленной безопасности подлежат: 
• документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта; 
• документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности; 
• технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных ст.7 Закона; 
• здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий; 
• декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности; 
• обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта. 
При этом Закон не выделяет подъемные сооружения в качестве отдельного объекта для проведения экспертизы промышленной безопасности. Конкретизация требований в зависимости от вида подъемного сооружения содержится в других нормативных актах. Так, согласно приказу Ростехнадзора №533 от 12.11.2013 и техническому регламенту ТР ТС 010/2011, краны делятся на подлежащие и не подлежащие экспертизе промышленной безопасности. Как видно из приведенного примера, квалифицирующим признаком необходимости проведения экспертизы промышленной безопасности является отнесение подъемного сооружения к категории опасного производственного объекта. 

Вопрос: Необходимо ли оформление лицензии для организации, занимающейся техническим обслуживанием сетей газопотребления и не имеющей собственных ОПО? 

Ответ: В соответствии с пунктом 12 статьи 12 главы 2 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности является лицензируемым видом деятельности. 

Статьей 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ определены обязательства эксплуатирующей организации при эксплуатации опасного производственного объекта, в том числе получение лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (далее – Лицензии). 

Одним из требований к соискателю лицензии, в соответствие с Положением о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 10 июня 2013 г. № 492, является наличие на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков, зданий, строений и сооружений, на (в) которых размещаются объекты, а также технических устройств, планируемых для применения на объектах. 

Оформление Лицензии для организации, осуществляющей техническое обслуживание опасного производственного объекта, не требуется. 


ВопросМожет ли выполнять функции ответственного за осуществление производственного контроля по предприятию лицо, имеющее гуманитарное и юридическое образование? 

Ответ: Правоотношения в области организации и осуществления производственного контроля регулируются Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденными постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 N 263 (далее – Правила). 

Согласно п.5 Правил ответственность за организацию и осуществление производственного контроля несут руководитель эксплуатирующей организации и лица, на которых возложены такие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации». При этом в соответствии с п.8 Правил «функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля, рекомендуется возлагать на одного из заместителей руководителя эксплуатирующей организации - если численность занятых на опасных производственных объектах работников составляет менее 150 человек; на специально назначенного работника - если численность занятых на опасных производственных объектах работников составляет от 150 до 500 человек; на руководителя службы производственного контроля - если численность занятых на опасных производственных объектах работников составляет более 500 человек. 

В силу п.9 Правил работник, ответственный за осуществление производственного контроля, должен иметь: высшее техническое образование, соответствующее профилю производственного объекта; стаж работы не менее 3 лет на соответствующей работе на опасном производственном объекте отрасли; удостоверение, подтверждающее прохождение аттестации по промышленной безопасности. 

Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти в случае, если данный орган в соответствии с законодательством Российской Федерации наделен специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. 

В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 №401, Ростехнадзор не наделен полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.